Главная » Верую » Олимпиада добродетели

Олимпиада добродетели

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2018

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Олимпиада добродетели

(О на­шей ве­ли­ко­пост­ной ас­ке­зе) [1]

Вре­мя неумо­ли­мо и быст­ро­теч­но. Ле­ни­вые в по­след­ние го­ды рус­ские мо­ро­зы неожи­дан­но просну­лись к Но­во­му го­ду. Про­мельк­ну­ли свя­точ­ные дни. Фев­раль­ские вью­ги и празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня, за­вер­ша­ю­щий со­бой цикл Рож­де­ствен­ских тор­жеств и вос­по­ми­на­ний, обо­зна­чи­ли вдруг все­гда неожи­дан­ный по­во­рот к весне.

Че­ре­да под­го­то­ви­тель­ных недель – с их мас­ле­нич­ным ве­се­льем, но и пер­вы­ми ве­ли­ко­пост­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми, за­став­ля­ю­щи­ми в сму­ще­нии умолк­нуть и скло­нить гла­ву – за­мкну­лась Про­щё­ным вос­кре­се­ньем. Ис­про­сив друг у дру­га про­ще­ния, пра­во­слав­ные хри­сти­ане пре­вра­ща­ют­ся в ас­ке­тов. Но мо­гут ли все быть ас­ке­та­ми?

В чем смысл ас­ке­тиз­ма?

В са­мом об­щем смыс­ле ас­ке­за – это опре­де­лен­ная си­сте­ма пси­хо­фи­зи­че­ских и ду­хов­ных упраж­не­ний, прак­ти­че­ски вы­ра­жа­ю­щая су­ще­ство той ре­ли­гии, в рам­ках ко­то­рой она фор­ми­ру­ет­ся. Яс­но, что в стра­нах с го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей ас­ке­ти­че­ская тра­ди­ция ока­зы­ва­ет огром­ное вли­я­ние на си­сте­му лич­ност­ных и об­ще­ствен­ных цен­но­стей.

В обы­ден­ном же сло­во­упо­треб­ле­нии ас­ке­за – это умерщ­вле­ние пло­ти, а ас­кет – из­мож­дён­ный по­ста­ми от­шель­ник, стран­ный и ге­ро­и­че­ский пер­со­наж, стре­мя­щий­ся ещё при жиз­ни упо­до­бить­ся еги­пет­ской му­мии, – яв­ный ана­хро­низм, слов­но бы со­шед­ший со стра­ниц из­вест­но­го ро­ма­на Гю­ста­ва Фло­бе­ра Ис­ку­ше­ние свя­то­го Ан­то­ния. Та­кой че­ло­век до­сто­ин со­чув­ствия или вос­хи­ще­ния, но ему ре­ши­тель­но нель­зя най­ти ме­ста в так на­зы­ва­е­мой совре­мен­ной жиз­ни. Так ду­ма­ют очень мно­гие.

Но это аб­со­лют­но невер­но как эти­мо­ло­ги­че­ски, так и по су­ще­ству.

Вспом­ним для на­ча­ла о том, что гре­че­ское сло­во аске­сис (ас­ке­за) пе­ре­во­дит­ся как под­го­тов­ка, упраж­не­ния, а про­из­вод­ное от него ас­кетэс (ас­кет) – не что иное как спор­тив­ная ме­та­фо­ра. В Ан­тич­ной Гре­ции ас­ке­та­ми на­зы­ва­ли ат­ле­тов (!), го­то­вив­ших­ся к Олим­пий­ским со­стя­за­ни­ям и по­то­му под­вер­гав­шим се­бя опре­де­лён­ным огра­ни­че­ни­ям. Ме­та­фо­ри­че­ски же, на язы­ке древ­них фило­со­фов, ас­кет – это че­ло­век, упраж­ня­ю­щий­ся в доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в обуз­да­нии нера­зум­ных по­ры­вов сво­ей во­ли.

Но­вый За­вет и па­мят­ни­ки ран­не­хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти про­дол­жи­ли тра­ди­цию ис­поль­зо­ва­ния ан­тич­ных спор­тив­ных об­ра­зов и упо­доб­ле­ний.

Об ис­тин­ном и лож­ном ас­ке­тиз­ме

24Не зна­е­те ли, – пи­шет апо­стол Па­вел хри­сти­а­нам гре­че­ско­го Ко­рин­фа, – что бе­гу­щие на ри­ста­ли­ще (греч. эн стадио [2] ) бе­гут все, но один по­лу­ча­ет на­гра­ду? Так бе­ги­те, чтобы по­лу­чить!

25Каж­дый под­ви­за­ю­щий­ся [3] воз­дер­жи­ва­ет­ся от все­го: те (ат­ле­ты), чтобы по­лу­чить ве­нец тлен­ный, а мы – нетлен­ный [4] . 26По­это­му я не на­угад бе­гу, не воз­дух ку­ла­ка­ми бью, 27но под­чи­няю се­бе те­ло мое и обуз­ды­ваю его, чтобы, при­зы­вая дру­гих, са­мо­му не ока­зать­ся ни на что не год­ным! (1Кор.9:24-26) [5] .

Нам яс­но те­перь, что смысл ас­ке­зы – как физи­че­ской, так и ду­хов­ной – со­сто­ит в ра­зум­ном от­ка­зе от вто­ро­сте­пен­но­го ра­ди до­сти­же­ния глав­но­го, в пре­одо­ле­нии физи­че­ских и нрав­ствен­ных пре­пят­ствий. На­гра­да ат­ле­ту – ве­нок лав­ро­вый, на­гра­да хри­сти­а­ни­ну – ве­нец спа­се­ния, и по­то­му хри­сти­ан­ский пост-ас­ке­за на­прав­лен не на умерщ­вле­ние, но на вос­ста­нов­ле­ние внут­рен­ней сво­бо­ды и из­на­чаль­ной цель­но­сти ду­хов­но-те­лес­ной сущ­но­сти че­ло­ве­ка. И по­дви­ги ас­ке­ти­че­ские – это не цель, а сред­ство, сред­ство для борь­бы за ве­нец нетлен­ный, свер­ша­ю­щей­ся на ри­ста­ли­ще всей на­шей жиз­ни. По­это­му ас­ке­том мо­жет быть на­зван каж­дый ра­зум­ный хри­сти­а­нин – мо­на­ше­ству­ю­щий и же­на­тый, кли­рик и ми­ря­нин.

Кон­крет­ная же фор­ма и сте­пень его ас­ке­зы опре­де­ля­ет­ся дан­ны­ми им обе­та­ми, жиз­нен­ным при­зва­ни­ем и со­ве­та­ми ду­хов­но­го от­ца.

Хри­сти­ан­ский ас­ке­тизм ис­хо­дит не из про­ти­во­по­став­ле­ния пло­ти и ду­ха (ко­то­рое осо­бен­но силь­но в буд­диз­ме и у нео­пла­то­ни­ков), а из необ­хо­ди­мо­сти при­ве­сти их в со­сто­я­ние гар­мо­нии, при­мер ко­то­рой явил в Сво­ей зем­ной жиз­ни Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Он стал пер­вым – по­сле Ада­ма до его ка­та­стро­фи­че­ско­го гре­хо­па­де­ния – со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком, Вто­рым Ада­мом, как на­зы­ва­ет Его апо­стол Па­вел. Ма­те­ри­аль­ная при­ро­да, че­ло­ве­че­ская плоть – не зло; на­про­тив, она бес­ко­неч­но цен­на, ибо вся её пол­но­та вос­при­ня­та во­пло­тив­шим­ся и во­че­ло­ве­чив­шим­ся Сы­ном Бо­жи­им, став­шим во­ис­ти­ну Сы­ном Че­ло­ве­че­ским.

Тем са­мым Он со­об­щил че­ло­ве­че­ской при­ро­де по­тен­ци­аль­ную воз­мож­ность – для каж­до­го че­ло­ве­ка! – бес­ко­неч­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния. Этот про­цесс бо­го­упо­доб­ле­ния име­ну­ет­ся по-гре­че­ски тэосис (обоже­ние).

По­это­му те­ло для хри­сти­а­ни­на – не про­сто ма­те­ри­аль­ная и смерт­ная обо­лоч­ка, но – храм жи­ву­ще­го в нем Свя­то­го Ду­ха, и это его но­вое и уди­ви­тель­ное со­сто­я­ние куп­ле­но до­ро­гою це­ною, – це­ною неимо­вер­ных по­но­ше­ний, стра­да­ний и крест­ной смер­ти Сы­на Бо­жия (1Кор.6:19-20). От­сю­да и осо­зна­ние невоз­мож­но­сти пре­дать этот храм во власть нера­зум­ных и по­стыд­ных низ­ших сти­хий, страх осквер­нить его.

На­про­тив, мод­ный сей­час у за­блу­див­ших­ся в ин­дий­ских джун­глях на­ших совре­мен­ни­ков (ко­щун­ствен­но же­ла­ю­щих оспо­рить де­ло кня­зя Вла­ди­ми­ра и смыть с се­бя во­ды свя­той ку­пе­ли!) брезг­ли­вый буд­дий­ский взгляд на те­ло как на тюрь­му и тем­ни­цу ду­ха и про­ис­те­ка­ю­щий от­сю­да иде­ал нир­ва­ны (раз­во­пло­ще­ния, уга­са­ния и небы­тия) озна­ча­ет для хри­сти­а­ни­на страш­ную пре­лесть бе­сов­скую, – ко­неч­ную сте­пень пле­нён­но­сти че­ло­ве­ка Ду­хом Зло­бы. Веч­но об­ли­ча­е­мый пред ли­цом Прав­ды Бо­жи­ей, он не мо­жет ни рас­ка­ять­ся, ни уни­что­жить се­бя и до­стичь спа­си­тель­но­го для него за­бве­ния, но мо­жет лишь осу­ществ­лять это стрем­ле­ние в сво­их обо­льщён­ных по­сле­до­ва­те­лях.

Бес­чис­лен­ные ду­хи са­мо­уни­что­же­ния и небы­тия, – как на­зы­ва­ет их Ф. М. До­сто­ев­ский, – не имея средств уни­что­жить се­бя до кон­ца, тре­бу­ют от Бо­га се­бе уни­что­же­ния. Нена­сы­ти­мы во ве­ки ве­ков, – го­во­рит ста­рец Зо­си­ма, – и про­ще­ние от­вер­га­ют; Бо­га, зо­ву­ще­го их, про­кли­на­ют. Бо­га Жи­во­го без нена­ви­сти со­зер­цать не мо­гут и тре­бу­ют, чтобы не бы­ло Бо­га Жиз­ни, чтобы уни­что­жил Се­бя Бог и со­зда­ние Своё. И бу­дут го­реть в огне гне­ва сво­е­го веч­но, жаж­дать смер­ти и небы­тия.

Но не по­лу­чат смер­ти! (Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы).

Древ­не­хри­сти­ан­ские от­цы Церк­ви не счи­та­ют ас­ке­тизм осо­бой про­фес­си­ей или гор­де­ли­вой при­ви­ле­ги­ей из­бран­ных, но по­ла­га­ют его сущ­ность в том же, в чём кро­ет­ся сущ­ность хри­сти­ан­ства во­об­ще, то есть, – по сло­вам свя­ти­те­ля Гри­го­рия Нис­ско­го (IV в.), – в под­ра­жа­нии бо­же­ско­му есте­ству, или – воз­ве­де­нии че­ло­ве­ка в древ­нее бла­го­по­лу­чие [6] .

По­это­му ис­тин­ный (то есть нрав­ствен­ный) ас­кет при­об­ре­та­ет власть над пло­тью не для укреп­ле­ния фор­маль­ных сил ду­ха, а для луч­ше­го со­дей­ствия доб­ру. Ас­ке­тизм, ко­то­рый осво­бож­да­ет дух от стра­стей по­стыд­ных лишь для то­го, чтобы тем креп­че свя­зать его стра­стя­ми злы­ми есть лож­ный или без­нрав­ствен­ный ас­ке­тизм; его пер­во­об­ра­зом, по хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям, сле­ду­ет при­знать диа­во­ла, ко­то­рый не ест, не пьет, не спит и пре­бы­ва­ет в без­бра­чии, – с при­су­щим ему ост­ро­уми­ем спра­вед­ли­во от­ме­ча­ет из­вест­ный рус­ский мыс­ли­тель [7] !

Со­гла­сим­ся, что гор­де­ли­вые рев­ни­те­ли ис­клю­чи­тель­но га­стро­но­ми­че­ско­го ас­пек­та по­ста из­бра­ли се­бе яв­но ма­ло­по­чтен­ный пер­со­наж для под­ра­жа­ния. Та­ким ги­бель­ным пу­тем по­шёл сне­да­е­мый смер­тель­ной за­ви­стью инок Фе­ра­понт, ан­та­го­нист стар­ца Зо­си­мы. Ко­му или че­му мы под­ра­жа­ем или стре­мим­ся под­ра­жать – за­ви­сит от на­ше­го ра­зум­но­го вы­бо­ра.

Во вре­мя по­ста об этом умест­но по­ду­мать.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Ли­те­ра­ту­ра

Гу­сев А. Ф. Нрав­ствен­ный иде­ал буд­диз­ма в его от­но­ше­нии к хри­сти­ан­ству. СПб., 1874; По­пов И. Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный за­кон. Сер­ги­ев По­сад, 1897; По­но­ма­рев П. Дог­ма­ти­че­ские ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го ас­ке­тиз­ма по тво­ре­ни­ям во­сточ­ных пи­са­те­лей-ас­ке­тов IV ве­ка. Ка­зань, 1899; Фе­о­фан (Го­во­ров), еп.

Путь ко спа­се­нию (Крат­кий очерк ас­ке­ти­ки). М., 1899; За­рин С. М. Ас­ке­тизм по пра­во­слав­но-хри­сти­ан­ско­му уче­нию. СПб., 1907; О це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни: Бе­се­да пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го с Н. А. Мо­то­ви­ло­вым.

Сер­ги­ев По­сад, 1914.

При­ме­ча­ния

[1] Ста­тья опуб­ли­ко­ва­на в епар­хи­аль­ном жур­на­ле Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник, № 3/2006 (75). С. 20–22. В со­кра­щён­ном ви­де под на­зва­ни­ем Ас­ке­за – в Рос­сий­ском гу­ма­ни­тар­ном эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре.

Т. I. М.–СПб., 2002. С. 126–127.

[2] Букв.: бе­гу­щие на ста­дий. Гре­че­ское сло­во стадий (стади­он) – это ме­ра дли­ны, рав­ная 600 фу­там. Гре­ко-рим­ский ста­дий = 176, 6 м; олим­пий­ский ста­дий = 192, 28 м. Пер­во­на­чаль­но этим сло­вом обо­зна­ча­лось рас­сто­я­ние, ко­то­рое дол­жен был про­бе­жать бе­гун на ко­рот­кую ди­стан­цию, а за­тем – ме­сто, где про­во­ди­лись со­рев­но­ва­ния по бе­гу и дру­гие спор­тив­ные со­стя­за­ния.

От­сю­да на­ше сло­во ста­ди­он (с уда­ре­ни­ем на по­след­нем сло­ге).

[3] Греч. аго­нидзоме­нос (аго­нист) – со­рев­ну­ю­щий­ся, бо­рю­щий­ся, ат­лет. Здесь, как и в дру­гих но­во­за­вет­ных текстах, упо­треб­ля­ет­ся ан­тич­ная спор­тив­ная тер­ми­но­ло­гия, по­нят­ная эл­ли­ни­сти­че­ским адре­са­там. Апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет по­движ­ни­че­ство аго­ном.

Агон – со­стя­за­ние, борь­ба, об­ще­ствен­ные иг­ры – от­ли­чи­тель­ная чер­та гре­че­ско­го бы­та – стрем­ле­ние к со­стя­за­ни­ям по­чти во всех сфе­рах жиз­ни. Глав­ную роль иг­ра­ли спор­тив­ные, ху­до­же­ствен­ные (по­э­ти­че­ские и му­зы­каль­ные) и кон­ные со­стя­за­ния (аго­ны). Са­мы­ми зна­чи­тель­ны­ми бы­ли Олим­пий­ские (с 776 г. до н. э.), Пи­фий­ские, Ис­т­мий­ские и Немей­ские иг­ры.

Как по­ка­зал по­кой­ный проф. А. И. Зай­цев, имен­но агональный дух гре­че­ской ци­ви­ли­за­ции при­вёл к ве­ли­ко­му куль­тур­но­му пе­ре­во­ро­ту, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го ро­ди­лась на­у­ка (в совре­мен­ном по­ни­ма­нии) и ряд уни­вер­саль­ных об­ще­ствен­ных ин­сти­ту­тов, на ко­то­рых ба­зи­ру­ет­ся совре­мен­ная ев­ро­пей­ская ци­ви­ли­за­ция. Важ­ней­шие хри­сти­ан­ские дог­ма­ты так­же мог­ли быть вы­ра­же­ны толь­ко на язы­ке гре­че­ской фило­со­фии.

См.: Зай­цев А. И. Куль­тур­ный пе­ре­во­рот в Древ­ней Гре­ции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985 (и пе­ре­из­да­ния).

[4] По­бе­ди­те­ли ат­ле­ты-языч­ни­ки увен­чи­ва­ют­ся на фини­ше лав­ро­вы­ми вен­ка­ми (тлен­ны­ми), а по­бе­ди­те­ли ат­ле­ты-хри­сти­ане – на фини­ше жиз­ни – вен­ца­ми спа­се­ния. От­сю­да – ним­бы (вен­цы нетлен­ные) над го­ло­ва­ми на­ших свя­тых.

[5] Пе­ре­вод 26–27 сти­хов при­над­ле­жит ар­хи­манд­ри­ту Иан­ну­а­рию (Ив­ли­е­ву).

[6] Св. Гри­го­рий Нис­ский. К Ар­мо­нию о том, что зна­чит имя и на­зва­ние хри­сти­а­нин // Тво­ре­ния, т. 7. С. 217.

[7] Со­ло­вьев В. С. Ас­ке­ти­че­ское на­ча­ло в нрав­ствен­но­сти // Во­про­сы фило­со­фии и пси­хо­ло­гии. Кн. 26 (1), 1895.

С. 87–88.

О admin

x

Check Also

Сильные молитвы на торговлю на каждый день: действенные способы привлечь клиентов и продать товар

Сильные молитвы на торговлю на каждый день: действенные способы привлечь клиентов и продать товар С ...

Отношение Православия к другим религиям

Отношение Православия к другим религиям Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тиранский и всей Албании Православная Церковь жила ...

Откуда взялся ад и какова природа адских мучений?

Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? Взбесившийся ротвейлер Если Бог есть Любовь, почему ...

Откуда берутся люди?

Откуда берутся люди? Очерк о смысле деторождения в свете православной веры Откуда берутся дети? Сегодня ...

Открытость — читать, скачать — Антоний, митрополит Су́рожский

Открытость Содержание БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ Брак как образ высшей радости h6С Беседа в Москве, 1974 ...

Сильные молитвы на покупку квартиры и жилой недвижимости

Молитва на покупку квартиры — читать в домашних условиях на русском Жилье – то, что ...

Откровение Божественное

Откровение Божественное Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в ...

Сильные молитвы на любовь девушки к парню — 100% результат

Молитвы на любовь девушки к парню которые работают Многие мужчины очень часто обращаются к магической ...

Отзыв на проект Катехизиса Русской Православной Церкви

Отзыв на проект Катехизиса Русской Православной Церкви Протоиерей Андрей Канев Во введении авторы проекта Катехизиса ...

Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян — читать, скачать

протоиерей Александр Новопашин и Валерий Мельников Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян Содержание 1. ...

Рейтинг@Mail.ru